×

В Челябинске теперь можно уйти в монастырь

29 февраля 2016   12:39

Более чем 90 лет прошло с той поры, как православная обитель была разрушена новой властью рабочих и крестьян

В Челябинске теперь можно уйти в монастырь

 

Мало кто знает о существовании в Челябинске женского монастыря. Самого настоящего. С монахинями, кельями, ежедневными молитвами и работами. Три года назад в городприехали монахини из центральной России и остались для того, чтобы возродить давно разрушенныйженский монастырь. В октябре прошлого года обитель получила официальный статус и начала активно развиваться.Корреспонденты сайта Telefakt.ru решили «уйти в монастырь», правда на время, чтобы посмотреть, как и чем живет монастырь в промышленном мегаполисе XXI века.

Монастырь спрятался в Ленинском районе, на улице Энергетиков - между новостройками и супермаркетом. Жители ближайших многоэтажек считают скромное белое здание просто маленькой церквушкой. Однако именно тут обитают православные монахини. На пороге нас встретила настоятельница игуменияЕвсевия, которая повела в свои владения.

Без государевой казны

Женщины в строгих церковных одеждах здесь появились совсем недавно. Игумению Евсевию по решению Священного Синода в октябре прошлого года назначили настоятельницей возрождающегося Одигитриевского женского монастыря. При обители в настоящее время живет всего пять сестер – монахиня Макария, инокини Мария и Серафима, а также послушницы Мария и Фотиния (только готовятся к пострижению в монахини). Приходило в монастырь больше женщин. Но не все остаются, здесь служат Богу трудом и послушанием.

Как «Отче наш…» знает послушница Мария историю Одигитриевского монастыря. Она увлеченно показывает посетителям обители старинные церковные книги, которым около двухсот лет. Они находятся в монастырском музее, который сестры тоже возрождают.

«Вот эта книга «Житие святых» издана в 1837 году в Киево-Печерской лавре, - рассказывает сестра Мария. – Очень древняя книга. Имеется даже золоченый оклад».

Об истории первой в Челябинске женской общины – судьбоносной для города и трагичной для монахинь -тоже написано немало. Основала ее в середине XIX века подвижница Анна Полежаева. Еще в 1848 году Анна Максимовна (в монашестве Агния) написала письмо императору и попросила об отводе земли для монастыря.

Пять десятин выделила городская дума через три месяца. Еще два года монахини собирали 43 рубля за землю и выплатили всю сумму в августе 1851 года. Целых два года они выплачивали эти деньги государственной казне. Ткали, пряли, собирали урожай на полях,трудились, как могли, ибо немалую по тем временам сумму необходимо было заплатить. Сестры жили в землянках, терпели нужду и голод. В указе императора Николая Iстояла жесткая запись «безо всякого пособия из казны». Ответ от императора пришел только лишь через четыре года (бюрократы были и  в царской России – прим. автора) и Одигитриевский монастырь был открыт.

В 1862 году женскую монашескую общину возвели в ранг монастыря. Находилась она в том месте, где сейчас расположена гостиница «Южный Урал» На огромной территории был построен монастырский комплекс с двумя храмами и всевозможными мастерскими. Тут же был и свечной заводик, духовное училище. Монастырь занимал целый квартал улицы Христорождественнской (ныне Цвиллинга).

После Октябрьской революции советские власти приняли решениеуничтожить общину. В одну из страшных ночей 1921 года 240 монахинь арестовали и увезли в неизвестном направлении. В конце 20-х годов прошлого столетия святую обитель сравняли с землей.

 Долгие годы Русская православная церковь пыталась восстановить монастырь, но внутренние проблемы страны не давали осуществиться мечте. Лишь в прошлом году было принято решение о восстановлении женского монастыря. Место выбрали там, где с 1864 года располагалась монастырская заимка. (Ленинский район).

Монастырский климат

Он оказалось тоже уникальным . 150 лет назад монахини заложили здесь фруктовый сад. Выращивали уникальные для южноуральского климата деревья – яблони, груши, сливы, персики, абрикосы, маньчжурские орехи. Монахини уже в те годыс помощью ученых отца и сына Покровских занимались на монастырских угодьях селекционной работой по выведению морозоустойчивых сортов фруктовых деревьев. Невероятно, но факт - некоторые деревья плодоносят до сих пор. Сестры ласково называют фруктовый сад «Плодушка»

 «Ученые говорят, что климат в этом месте совсем не такой, как во всем  Челябинске, - рассказывает инокиня Мария. – Температура воздуха и почвы здесь на пять градусов выше. Возможно, благодаря этому явлению тут и расцвели райские кущи».

В дореволюционной России монастырь славился иконописной мастерской и сейчас сестры возрождают традиции древнерусской иконописи. Матушка Евсевия проходила специальную стажировку в Троице-Сергиевой Лавре, что находится в Сергиевом Посаде.

«Пока лики я им не разрешаю писать, рано еще. А все остальное они уже умеют делать, - продолжает настоятельница женского монастыря, игуменияЕвсевия. – Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям. Такие иконы полны необычайной тишины».

Все образы в иконописной мастерской пишут при помощи натуральных красок. Охра, лазурит, малахит и многое другое. И обязательно добавляют яичный желток.Используются только натуральные материалы, чтобы новые иконы, подобно древним, служили православной церкви несколько сотен лет.

«Однажды я недалеко от храма нашла землю, ярко-желтого цвета, которую можно использовать доя приготовления красок, - призналась инокиня Мария. – Тут рядом идет стройка и я обнаружила этот пигмент для приготовления краски».

Ешь. Молись. Трудись

Монашескую одежду и облачение для священнолужителей учится шить инокиня Серафима. Не пользуется инокиня новомодными швейными машинками иностранного производства. На ее рабочем столе возвышается почти раритетный агрегатпод названием «Подольск», аналоги которого были почти в каждой советской семье.

Поскольку питаются монахини при монастыре, то пекут здесь и свой хлеб. Мы попробовали. Очень вкусный, а еще полезный для здоровья. Из муки грубого помола делают тесто и добавляют всевозможные растительные приправы. Специи зависят от времени года и церковных праздников. Хранят такой хлеб не в целлофановых пакетах, а в холщовых полотенцах.

«Такой хлеб никогда не испортится и не заплесневеет, - отмечает мастерица хлебного производства, послушница Фотиния. – Различные приправы каждый раз дают свежему хлебу свой вкус и цвет. Например, если добавить в опару немного кукурузной крупы, тогда хлебушек будет золотистым».

Трапезная, мастерская, молитвенная комната. В кельи не пустили, объяснили – слишком личное.

Во время экскурсии по монастырю настоятельница поделилась еще одной заветной мечтой.На «Плодушке» сестры мечтают разбить несколько тематических зон для парка. Сад «Молитвы» будет обустроен так, чтобы человек приходил сюда и мог побыть один. Помолится и подумать о вечном. В «Райском» парке монахини хотят создать красивый сад и рассказать жителям города о сотворении мира.

«Тот, кто сюда придет, может познать путь от сотворения мира до грехопадения человека и возвращения его в Рай, - продолжает настоятельница женского монастыря. – Поэтому выход из парка должен быть к православному храму. На «Монастырской заимке «Плодушка» сохранились 64 вида уникальных растений. Если зеленый фонд уничтожить, то его нельзя будет потом восстановить».

Мужское плечо

Единственный мужчина рядом с монахинями и послушницами - духовный наставник отец Сергий. Он служит при православном храме во имя Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», на территории которого расположен женский монастырь.

«Слава Богу, что сейчас идет возрождение монашества, - говорит священнослужитель. – Мне доверено быть духовником у монахинь, и это возлагает на меня огромную ответственность».

Отец Сергий считает, что монахиней невозможно стать вот так сразу. Это желание должно исходить из сердца.

«Любая женщина может прийти в монастырь, но не каждая сможет остаться, - пояснил батюшка. – Каждой предстоит пройти проверку искуспослушанием и молитвой».

Недавно появилась при женском монастыре и воскресная школа. Ребята от семи до 12 лет. Преподаватели занимаются с ними рисованием, пением, а монахиня Макария преподает им Ветхий Завет.

«Около 20 детишек приходят в школу на постоянной основе, - рассказала монахиня Макария. – Кроме того, ребятишки идут очень охотно в монастырь за информацией об истории обители».

Каждый день насельницы женского монастыря совершают крестный ход по территории, служат литию на бывшем монастырском кладбище и читают каноны. Большую часть своего времени сестры проводят в молитвах.

«Только с молитвой и Божьей помощью возможно возрождение монастыря, - убеждена настоятельница Евсевия. – На полное восстановление уйдет очень много лет, однако мы к этому готовы».

Следите за главными новостями региона и смотрите актуальные фоторепортажи в группах «Телефакта» в соцсетях ОдноклассникиВКонтакте и Фейсбук

Виктор Загвоздин, «Телефакт»

Фото Константин Лебедев

Плюсануть
Поделиться
Класснуть

1 992

Комментарии

comments powered by HyperComments
Загрузка...

Обзор СМИ

Загрузка...
6 декабря
5 декабря

Обзор СМИ

Работа в компаниях Екатеринбурга

Смотреть другие новости

Вернуться на главную